Причины снижения спроса на бумажные книги?

Здесь можно поговорить об издательствах, о книготорговле, о новостях на рынке книг.

Модератор: Модераторы

Aнатолий
Специалист по хвостатым женщинам и приматам с гранатами.
Posts in topic: 18
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 23:01
Пол: Муж.

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Aнатолий » 28 авг 2015, 10:17

[quote="pollitra"]Дроздов сказал 10 книг в месяц достаточно. Я пока бездельничал, убивал три-четыре тома в день
/quote]
Такое лечению не поддается. Я, бывает, прочитываю одну книгу за вечер (с 19 до часа-двух ночи), но 3-4 книги за день? Это же глаза вылезут! :-)

Аватара пользователя
pollitra
Он - кто угодно! Только не знаток. Вначале ляпает, потом думает.
Posts in topic: 18
Сообщения: 23289
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 22:05
Пол: Муж.
Откуда: Одесса (Украина), Ла-Кондамин (Монако)

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение pollitra » 28 авг 2015, 12:11

Так сейчас книги пошли :nez-nayu:
Наверное если бы могли, по одной букве на страницу печатали :zvez_ochki:
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей ©

Аватара пользователя
Ш.Е.С
Специалист по глюченным авкам.
Posts in topic: 12
Сообщения: 9039
Зарегистрирован: 26 авг 2013, 13:30
Пол: Муж.
Откуда: Украина ,Никополь
Контактная информация:

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Ш.Е.С » 29 авг 2015, 00:03

Aнатолий писал(а):но 3-4 книги за день

Пятница,целых два выходных :a_g_a: :ya_hoo_oo: :ya_hoo_oo:
Изображение
И учтите - это платная литература, выдается под залог.Правда это было 5 лет назад.Но было ведь.
Изображение

Aнатолий
Специалист по хвостатым женщинам и приматам с гранатами.
Posts in topic: 18
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 23:01
Пол: Муж.

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Aнатолий » 29 авг 2015, 18:31

Книжные наркоманы. Не знал, что я произвожу наркотик. :-)

Аватара пользователя
pollitra
Он - кто угодно! Только не знаток. Вначале ляпает, потом думает.
Posts in topic: 18
Сообщения: 23289
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 22:05
Пол: Муж.
Откуда: Одесса (Украина), Ла-Кондамин (Монако)

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение pollitra » 29 авг 2015, 19:09

Тише Вы, если узнают что сайт пропагандирует и распростаняет наркотики, будет :zvez_ochki:
;;-)))
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей ©

Аватара пользователя
VladimirKorn
Специалист по девушкам со шприцами.
Posts in topic: 12
Сообщения: 3351
Зарегистрирован: 23 авг 2013, 00:49
Пол: Муж.
Откуда: Иркутск
Контактная информация:

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение VladimirKorn » 02 сен 2015, 08:52


Захар Прилепин. Эссе «Достоевский круче, чем нефть» (из сборника «Летучие бурлаки»).



Профессию литератора скоро упразднят. Надо это спокойно признать.

Маяковский и Есенин жили на свои стихи. Вознесенский и Рождественский очень хорошо жили на свои стихи. Астафьев и Белов жили на свою прозу. И Василий Аксёнов тоже - пока не уехал.

Те, кого публиковали, - жили на свой литературный труд.

Те, кого не всегда публиковали, - работали кем попало. Отсюда апокриф, что Андрей Платонов был дворником при Литературном институте. Вот какая, мол, проклятая советская власть. Сегодня сорок лучших писателей могут устроиться дворниками при всех институтах Москвы - никто и бровью не поведёт: а чего вы хотели, господа? Чтоб вас кормили за ваши метафоры?

Есенин в 1924 году хвалился, что только ему, Маяковскому и Ахматовой платят по рублю за строчку. Рубль - он весил тогда. У Маяковского была первая в Москве иномарка, с личным шофёром. Есенин вывез из деревни в Москву двух своих сестёр, снял им жильё, они начали учиться.

Есенину было двадцать девять лет, пацан, когда с ним встречался Троцкий, а Фрунзе требовал, чтоб поэту организовали на советском Кавказе видимость Персии. А то страшно отпускать в Персию такого ценного человека - сочинителя стихов.

Может, вы не знаете, так я расскажу: сегодняшний поэт, перебравшийся в Москву, - это такой весёлый бомж, которому никто, никогда и ни за что не платит. Нет в природе ни Троцкого, ни Фрунзе, никакому чиновнику даже в голову не взбредёт позаботиться о поэте. Впрочем, вру, Михаил Ходорковский выплачивает десяти (очень хорошим) поэтам ежемесячные стипендии - но это всё-таки другая история.

...потом, конечно, за стихи ещё и убивали - не надо нам об этом напоминать, мы в курсе.

Потом снова не убивали, а только иногда грозили им кулаком и обещали кузькину мать. Поэты делали вид, что очень пугались.

На публикацию подборки стихов в толстом журнале при соввласти можно было сносно существовать месяц, а то и больше, за книжку же давали столько, что хватало на полгода богемной жизни.

Сотруднику ГАИ можно было показать "корочки" члена Союза писателей, и в ответ лейтенант отдавал честь, "корочки" возвращал и говорил: "Аккуратнее, товарищ писатель!"

Первый акт нашей весёлой драмы случился в "перестройку".

Не поверите, но это сами литераторы первыми начали голосить: отчего это наш брат существует на свои доходы от книг, что за ерунда?

"Нигде в мире, - рассказывали нам, - такой ситуации нет! Она ненормальная! Все писатели существуют на должности 'профессоров при университетах' - читают лекции и получают за это".

Инициатива, конечно, принадлежала тем, кому не очень доставалось от литературного пирога в советские годы, но всё равно, право слово, всё это несколько отдавало идиотизмом.

Вот мы имели ситуацию, при которой поэты - поэты! - зарабатывали на хлеб поиском нужных рифм и стихотворных размеров - нигде в мире действительно ничего подобного не было и уже не будет, - но вместо того, чтоб порадоваться подобному обстоятельству и гордиться им, мы самозабвенно обругали и разрушили свои уникальные достижения.

"Будем ходить в рванье и похмеляться плохим пивом, лишь бы доказать, что советский режим - дурак" - такова была позиция писателя. Сам ты дурак.

Российские университеты, естественно, не в состоянии никаким литераторам платить достойную зарплату за лекции, поэтому "цивилизованный европейский вариант" у нас не прижился.

При университете трудился, навскидку, один Евгений Александрович Евтушенко, но университет этот находится в США.

В итоге среднестатистический русский писатель, занимающийся, с позволения сказать, серьёзной литературой, а не производством дамских романов или серийных детективов, стремительно превратился в маргинала.

На Западе, открою я вам тайну, писатель давно уже маргинал: живёт на стипендии (если дадут), выступления в библиотеках (если позовут) и прочие параллельные доходы. Но у нас, как мы помним, стипендии писателям приходило в голову выплачивать только отдельным з/к, а библиотеки такие бедные, что не то чтоб писателя привезти в гости - они и книг-то его не могут купить.

Девяностые и "нулевые" писатели переплывали на подручных средствах.

Во-первых, пилили всевозможные литературные фонды: эта глупая советская власть надавала писателям земель и зданий, а когда она самоликвидировалась, самые ловкие из пишущей братии успели пристроиться к "активам" и "пассивам". Эхо кромешного межписательского дележа по сей день время от времени выплёскивается в прессу. Писателя Юрия Полякова не так давно вообще чуть не убили вместе с женой на родной переделкинской даче.

Во-вторых, литераторы действительно пошли работать кто куда - но на этот раз ни одна сволочь не печалилась об их судьбе; сами же писатели, сидевшие в своих дырах без света и тушёнки, отчего-то предпочитали рассказывать про страдания Андрея Платонова, а не про то, в кого они превратились. Блаженные, да и только.

Помню, разговариваю с бардом Александром Дольским, говорю: "Что ж вы так ругали прежние времена - вас тогда не издавали, но и сейчас не издают. Зато тогда у вас вышло десять дисков на 'Мелодии', которые разошлись миллионными тиражами". "Зато сейчас я могу издать книгу на свои средства", - уверенно ответил он мне.

Кто угодно может. Тираж 500 экземпляров, 480 хранятся у автора под диваном. Издал на собственные деньги книжку, осталось докупить на собственные деньги читателей.

...появились, впрочем, премии: сначала "Триумф" Березовского, потом "Русский Букер", следом "Нацбест", "Дебют", "Ясная Поляна", "Большая книга" и прочие. Премия - это интерес читателя и живые деньги. Какому-то количеству литераторов стало перепадать, что называется, с барского стола. Премиальная рулетка крутится, а литературоцентричная система в целом - распалась.

"Толстые" журналы ещё выходят, но уже не платят. С каждым месяцем их читает на сто читателей меньше. Осталось тысяч пятьдесят читателей на всю страну. Литературные газеты живут на невнятные средства, обслуживая смутные интересы своих редакторов, и тоже, конечно, не дают авторам ни рубля. По сей день ума не приложу, что делают и как живут писатели в Омске, Нижнем Тагиле и Красноярске.

"Живых классиков" и новое поколение литераторов как-то спасали собственно сами книгопродажи: после почти полного провала интереса к русской литературе в девяностые, в "нулевые" начался очевидный всплеск. Того миллионолицего многолюдья читателей, что имелось году в 1961-м или в 1987-м, конечно, ожидать не приходится, но книжные магазины заработали, а на писательских ярмарках стало собираться столько народа, что не протолкнуться. Собственно, и сам литератор вновь стал узнаваемым лицом, почти соразмерным рок-звезде. По крайней мере некоторая часть из числа литераторов. Человек, скажем, десять. Лимонов появляется на обложках и в новостных лентах не реже Юрия Шевчука. Проханов, Улицкая, Быков и Токарева собирают на свои встречи людей не меньше, чем группа "Алиса". Пелевин пребывает в статусе поп-идола - наподобие Гребенщикова. Поэт Вера Полозкова перемещается по модным клубам всей страны не хуже группы "Сплин". Нигде в мире такой ситуации нет и быть не может, когда три писателя (и три журналиста) могут собрать на одной площади Москвы митинг против власти, а другие три писателя (и три журналиста) - собрать почти столь же многолюдный митинг за власть.

Книжные тиражи, несмотря на весь этот бурный шум, до небес не взлетели (такое ощущение, что людям хватает писателя в ток-шоу и на газетных полосах: читать собственно его сочинения уже не обязательно), - однако какой-никакой прикорм литератору всё равно обеспечивали авансы и роялти.

Но тут подошла в упор и заглянула в глаза новая напасть.

Недавно ваш покорный слуга столкнулся в социальной сети с одним из представителей этой напасти.

Затеялся шумный разговор о том, что пиратство - это дурной вкус. За пиратство выступают, как правило, те, кто сам ничего не производит, утверждал автор скандального поста.

Я легкомысленно и без малейшей агрессии поддержал эту точку зрения. Отчего бы литератору бесплатно тиражировать результаты своего труда, когда сапожник своих сапог не раздаёт, а кафе не кормит нас бесплатными обедами.

Характерно, что в сетевой склоке пиратство тут же поддержало несколько сочинителей, чьи имена мне ничего не говорили в принципе, хотя я достаточно осведомлённый в этом смысле человек. Происходящее удивительным образом напомнило постсоветскую ситуацию, когда люди с несложившейся судьбой ввели термин "совпис" и на этом основании отказали всем поголовно писателям в праве получать свои красные червонцы или медную мелочь.

Сетевой разговор завершил очень продвинутый человек, прямо объявив, что, пока все летят на сверхзвуковых самолётах, я еду на своей лошадке и смотрюсь смешно.

"Мир уже другой, - сказал он мне назидательно. - Теперь всё принадлежит всем".

"Как же так, - хотел я ответить. - Ваше мне никак не принадлежит, а моё - гипотетически - вам уже досталось".

Но я ничего отвечать не стал, потому что всё и так ясно: "То, что нам нужно, - мы будем воровать и пользовать, остальное - в утиль. Что вы по этому поводу думаете, нас не волнует".

Если музыкант, которого обворовали, может поехать на гастроли, а режиссёр, которого обворовали, получит от кинокомпании или телеканала денег (иногда очень много денег) на новый фильм - то литератору делать совершенно нечего. Ему никто никогда ничего не даст.

В этом месте отдельный воинствующий хам, конечно, хмыкнет: мол, проживём и без ваших сочинений. Но тут есть как минимум один контрдовод, который дойдёт даже до хама.

Как ни крути, но вся глобальная киноиндустрия в целом была построена на достижениях мировой литературы. Сюжетные ходы, психологические развязки, типические герои, экзистенциальные душевные метания, человеческие реакции, незримые или навязчивые метафорический и образный ряды, - всё это позаимствовано у литературы. Мало того, запас литературных наработок настолько мощен, что даже тысячекратно растиражированные типажи и сюжеты, созданные творцами словесности, не потеряли, как это называют, актуальности и даже, знаете ли, свежести по сей день.

У нынешнего литератора, по сути, есть только один выход: бежать в киноиндустрию. За среднестатистическую книгу, которую писать надо минимум год, пока ещё платят тысячу долларов или пять, ну, в крайнем случае, десять; а за среднестатистический сценарий, который можно слепить за три месяца, заплатят тысяч двадцать долларов, а то и тридцать пять, а некоторым и сто.

Не вникающий в суть этих тонкостей читатель спросит: ну а что за беда? Ушли и ушли - будут теперь не книги, а кино.

Беда есть, и я сейчас объясню на пальцах, в чём она заключена.

Роман "Анна Каренина" лучше, чем десять сценариев по роману "Анна Каренина", которые написали, когда по всему миру делали (и делают) культовые экранизации этой вещи. Роман будут читать и впредь, пока существует человек разумный. А кино устаревает через год, крайне редко живёт лет десять-пятнадцать, в самом исключительном случае - полвека.

Даже писатели не самого первого ряда без проблем остаются нашими современниками. Любой нормальный человек возьмёт Гаршина, Замятина или Шмелёва в руки, и всё поймёт, и заплачет, если не очерствел. Но кто будет смотреть кино столетней давности? Через сто лет Гаршин останется Гаршиным, а от нынешнего кино не останется ничего. Жаль, но это так.

Ясна разница, нет? Писатель создаёт смысл и упорядочивает язык; в конечном итоге русские - это народ, который придумали автор "Слова о полку Игореве", Державин, Гоголь и Тургенев с Лесковым. А сценарист по большей части развлекает человека с ленивым сознанием. А если сценарист - бывший писатель, то он ещё и замыливает свой дар, разбазаривая на ерунду то, что могло стать настоящим текстом. Идёт игра на понижение. Читатель - всегда умней зрителя. Потому что читатель тоже работает, а зритель только наблюдает.

Недавно в Европе проводили большой опрос, интересуясь у иностранцев, что для них Россия. Половина опрошенных вообще не помнит, что это такое. Зато больше четверти сказали, что Россия - это Пушкин, Достоевский и Толстой. И лишь на третьем месте был ответ, что Россия - это нефть, газ, матрёшка и мафия.

Наша словесность - в мировом восприятии - это всё, что мы есть. В конечном итоге любой народ живёт собственной мифологией и собственной поэзией, а если этого нет - то и народа нет. Народ сходит на нет, и от него остаётся миф, сказка, поэтическая строчка.

Воинствующего хама не остаётся вовсе. Но он об этом, конечно, ничего не узнает.

...хотя, знаете, сочинители, поэты и художники в России останутся всё равно. Они и на голодном пайке не угомонятся.

Можно даже суровый налог ввести на их работу - так они будут петь себе в убыток.

Если они не молчали, когда в них стреляли, - неужели ж они замолчат, если их перестанут кормить.

Лети, эпоха, на сверхзвуковых скоростях. Сочинитель на своей лошадке неизбежно нагонит тебя.
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.

Aнатолий
Специалист по хвостатым женщинам и приматам с гранатами.
Posts in topic: 18
Сообщения: 1833
Зарегистрирован: 24 окт 2013, 23:01
Пол: Муж.

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Aнатолий » 02 сен 2015, 10:32

Прав Захар Прилепин, но одну важную вещь он упустил. Русская классическая литература расцвела, когда за прозу и стихи стали платить - и много платить. Это XIX и XX века. Когда платить перестали, литературы не стало. Или кто-то мне может назвать шедевр русской литературы XXI века? Нет, литература есть, только шедевров не наблюдается.
Месяц назад в редакции журнала, где я работаю, обсуждался план специального выпуска. Надо было представить достижения страны за годы независимости. Таковые нашлись практически везде, кроме литературы и искусства. От слова совсем. То есть за четверть века в стране, пусть небольшой, не случилось ни одного шедевра в литературе и, соответственного, его автора. Напомню, что Беларусь - богатая литературными традициями страна. Она дала миру Быкова и Короткевича - писателей, чье творчество далеко перешагнуло национальные рамки. Еще целый ряд писателей прославил Беларусь внутри СССР. А сейчас - никого. Потому что не платят, и литератор не профессия.

Аватара пользователя
Mart
Злой, вижу плохо, потому бью куда попало, с плеча. Берегись!
Posts in topic: 8
Сообщения: 5936
Зарегистрирован: 21 авг 2013, 22:25

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Mart » 02 сен 2015, 10:52

Aнатолий писал(а):Прав Захар Прилепин, но одну важную вещь он упустил. Русская классическая литература расцвела, когда за прозу и стихи стали платить - и много платить. Это XIX и XX века. Когда платить перестали, литературы не стало. Или кто-то мне может назвать шедевр русской литературы XXI века? Нет, литература есть, только шедевров не наблюдается.
Месяц назад в редакции журнала, где я работаю, обсуждался план специального выпуска. Надо было представить достижения страны за годы независимости. Таковые нашлись практически везде, кроме литературы и искусства. От слова совсем. То есть за четверть века в стране, пусть небольшой, не случилось ни одного шедевра в литературе и, соответственного, его автора. Напомню, что Беларусь - богатая литературными традициями страна. Она дала миру Быкова и Короткевича - писателей, чье творчество далеко перешагнуло национальные рамки. Еще целый ряд писателей прославил Беларусь внутри СССР. А сейчас - никого. Потому что не платят, и литератор не профессия.

Более того, государство делало все, чтобы писатели писали - бесплатные санатории, творческие отпуска с полным пансионом, уважение, деньги - люди хотели писать! Писатель - это была уважаемая, престижная профессия, не то что сейчас.

Аватара пользователя
VladimirKorn
Специалист по девушкам со шприцами.
Posts in topic: 12
Сообщения: 3351
Зарегистрирован: 23 авг 2013, 00:49
Пол: Муж.
Откуда: Иркутск
Контактная информация:

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение VladimirKorn » 02 сен 2015, 10:54

На мой взгляд, речь о деньгах как раз и идет. И мысль такая: пока не будет приличных денег - не вырастут новые Достоевские и Есенины.
Литература - она, как и любая другая, с позволения сказать - отрасль, неважно, искусства ли, науки, нуждается во вливаниях. Нет их - нет и результата.

Пару лет назад читал блог доктора Пилюлькина, то бишь Лукьяненко. Он ругал пиратов, сетовал на то, что тиражи падают и, как следствие, гонорары.
"Ладно, - рассуждал он. - За счет одних только сценариев как-нибудь продержусь. Но как быть тем, кто такой возможности лишены?
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.

Аватара пользователя
Котыч
Амнистирован Тираном до очередного расстрела.
Posts in topic: 9
Сообщения: 45446
Зарегистрирован: 23 авг 2013, 22:08
Пол: Муж.
Откуда: Украина Днепропетровск.

Re: Причины снижения спроса на бумажные книги?

Непрочитанное сообщение Котыч » 02 сен 2015, 12:57

Я стихи писать люблю,
Жалко ставить точечку.
Мне ведь платит Лениздат,
Пять рублей за строчечку. (с)
Из выступления пародиста времен СССР.

Ответить

Вернуться в «Книгоиздательство и книготорговля»